Сергей Собов. Размышления о гонке "KALEVALA"

6 сентября 2012 г.
Мне удалось застать ещё то время в российском ездовом спорте, когда у гонщиков, специализирующихся на многодневных гонках, не только не было четкого спортивного календаря, но и вполне могло не быть вообще ни одной гонки в сезоне. Нет, отдельные и даже очень качественные соревнования проводились, но зачастую это были именно единичные мероприятия. Так получалось по разным причинам, и я думаю, что нет смысла рассматривать их подробно в рамках одной не очень большой статьи. Главная мысль, которую хотелось бы выразить – не было системы, в широком смысле этого слова, и не было стабильных, ежегодно проводящихся гонок. Исключение здесь могла составить разве что Камчатка, с давно проводящимися отдельными и качественными мероприятиями, но конечно же гонщику из Центральной или Европейской части России было невозможно строить свой календарь, опираясь только на данный регион, по понятным причинам.
Сейчас ситуация во многом изменилась. Появился довольно устойчивый календарь, разные по своему типу гонки, и даже возможность выбора, куда и когда поехать. Целый ряд качественных соревнований, на которые приятно приезжать, проводится теперь в нашей стране! Уже совсем не является редкостью и экзотикой присутствие на наших гонках иностранных участников с довольно серьёзным уровнем подготовки. Так происходит из-за того, что ездовой спорт у нас активно развивается, становится больше упряжек, спортсменов, и что очень важно, организаторов, которые знают как, а главное – могут сделать качественное мероприятие. Именно такие команды организаторов и являются одними из двигателей ездового спорта у нас в стране и в Мире, именно эти люди делают качественнейшие мероприятия, где интересно находиться всем, и участникам, и зрителям, и персоналу. Именно такая команда проводит гонку «KALEVALA». Гонку, которая является центральной для подавляющего большинства каюров.
Почему же так происходит?
Попробуем рассмотреть основные сильные стороны данного мероприятия.
  Первое впечатление и, наверное, самая важная мысль, которую можно сформулировать: «KALEVALA» – это гонка для гонщиков! Действительно, попадая сюда, ты понимаешь, что очень многое продумано для удобства участников. Комфорт спортсменов является одной из приоритетных задач организаторов. Это выражается во всём. Например, можно приехать на гонку в три часа ночи и при этом быть абсолютно уверенным, что тебя ждут, встретят и только убедившись, что тебе больше ничего не нужно, оставят спокойно размещаться. Или, всегда можно обратиться с любым вопросом и быть уверенным, что организаторы не забудут про него, решат обязательно.
  Колоссальная работа проделывается по подготовке трасс. Могу сказать как человек, сам периодически бывающий в роли организатора соревнований, что подготовка трасс такого уровня и на такой дистанции – дорогого стоит, во всех смыслах данного словосочетания. Не смотря на то, что «KALEVALA 2012» не избежала проблем с заплутавшими каюрами на гонке-пролог, я считаю, что разметка трассы данной гонки и работа волонтёров (!), которую хотелось бы отметить особенно, является лучшей среди всех мид - гонок в России, на которых мне доводилось бывать. Едешь по трассе и понимаешь: обо мне подумали, посмотрели на подготовку и разметку трассы моими глазами- глазами участника. Безусловным и очень большим плюсом гонки «KALEVALA» является, ощутимая практически во всём, забота о собаках. Это проявляется повсюду и это - действительно ценно! Например, на данных соревнованиях существует правило, которое регламентирует наличие запасных собак в каждой команде. Кому-то это может показаться обычным дополнением к интересно закручивающемуся сюжету гонки, эдакой дополнительной опцией, которая делает ещё более непредсказуемой тактическую борьбу между участниками. И во многом это действительно так, но это не самое главное. По-настоящему важным является то, что данный пункт «заставляет» гонщиков крайне ответственно подходить к выбору состава на очередной этап, и при малейшем подозрении на плохое самочувствие или недовосстановление собаки, оставить её отдыхать на стейк-ауте под чутким надзором помощников и ветеринаров. Я думаю, что многие гонщики бывали в ситуации нелегкого выбора, особенно тогда, когда до завершения соревнований остаётся ещё несколько этапов. Знакомы размышления: «Что же предпринять? Пойти следующий этап без одной собаки и уже до конца гонки иметь в упряжке минус-1 (как минимум), ведь собака не вышедшая на старт очередного этапа в составе команды выбывает из гонки насовсем. Или всё-таки поставить собаку?»
Подчеркну, в данном примере я не говорю о тех случаях, когда у собаки явно плохое самочувствие. Все гонщики, по крайней мере, с которыми я близко общаюсь, конечно же поберегут животных. Я говорю только о тех случаях когда возникают легкие подозрения по поводу состояния собаки. И на гонке «KALEVALA» при таких подозрениях каюр скорее перестрахуется, чем будет рисковать. Пусть пока бежит тот, кто точно готов, а тот, на чей счет есть сомнения, может и пропустить этап. Ничего страшного. Вернуться в гонку он сможет в любой момент.
  Также меня даже немного удивила любовь персонала «ВелТ» к собакам. Скиджорингисты жили со своими питомцами непосредственно в отеле. Собаки могли спокойно перемещаться по жилым помещениям, выходить гулять в любое время, громко хлопать дверью и всегда встречали только приветливые улыбки сотрудников. Я много перемещаюсь по стране, довольно часто это делаю с собаками, и уверяю, что далеко не всегда вы встретите такое взаимопонимание и доброжелательность со стороны персонала.
  Ещё один, можно сказать, плюс, а скорее, прецедент, который создала данная гонка – это «Игра на деньги». Эта тема активно обсуждается в кулуарах и выносить своё мнение по данному вопросу на всеобщее обсуждение как-то не принято. Но мы немного нарушим «традицию» и совсем чуть-чуть поразмышляем . «KALEVALA» – первая гонка, которая смогла обеспечить весьма ощутимый призовой фонд для гонщиков. Это является как заслугой организаторов, так и следствием того глобального процесса, который потихонечку превращает наш спорт в профессиональный. Мне кажется, что не совсем верно обсуждать хорошо это или плохо. Это неизбежно. И очень здорово, что здесь пальму первенства держит именно «KALEVALA». Существует мнение, что в погоне за призовыми деньгами каюры могут загнать собак, но есть и несколько «но» для того, чтобы противопоставить их данному мнению. Во-первых, все победители и призёры это, как правило, владельцы крупных питомников, опытные спортсмены не первый год занимающиеся ездовым спортом. Они знают цену здоровью собак и, честно говоря, не думаю, что без призового фонда их собаки двигались бы медленнее. Действительно, представим, что призового фонда нет. Сильно ли в этом случае изменится расстановка и время участников в финишном протоколе? Не думаю. Чемпион, он на то и чемпион, чтобы побеждать в соревнованиях, а призы это лишь приятное, порой существенное, но всё же дополнение. Во-вторых, как мы уже сказали, правила гонки «KALEVALA» в достаточной степени защищают собак. В-третьих, я искренне рад за тех ребят, которые смогли покрыть хотя бы часть своих расходов на подготовку к сезону и получить…зарплату. Да, именно зарплату, заработок (да простят меня организаторы за данную формулировку), который они заслужили тяжелым физическим трудом. Извините, но других статей доходов у профессиональных каюров очень мало, иногда совсем нет.
- Является ли «KALEVALA» в моем календаре главным стартом сезона?
-Да. Если бы меня попросили назвать главную причину, которая побуждает меня выступить в данной гонке в предстоящем сезоне, то я бы ответил следующее:
- Здесь, я могу встретиться с ведущими каюрами России и с европейскими гонщиками, специализирующимися на многодневных гонках, сравнить свою упряжку собак с их командами, и полностью быть уверенным в том, что соревнование пройдёт в рамках правил, хорошей атмосфере и при интересной и впечатляющей организации.
 
Сергей Собов