Историческая деревня Хайколя входит в число старейших и наиболее сохранившихся поселений на историко-культурной территории Беломорской Карелии, представляющей систему расселения этнической группы северных собственно карелов, в культуре которых большую роль играли рунопевческие традиции.
Историко-культурная территория Беломорской Карелии расположена в северо-западной Карелии, ее географическим ядром является бассейн озер Верхнего, Среднего и Нижнего Куйтто. Историческое и культурное значение Беломорской Карелии складывается из двух аспектов - сохранившихся материальных остатков культуры местного карельского населения, долгое время хранившего древнюю эпическую поэзию, составившую основу всемирно известного эпоса «Калевала», и истории деятельности исследователей рунопевческой культуры.
В средние века территорию Беломорской Карелии заселяли саамы. Колонизация ее древними карелами началась с XIV века, но массовые миграционные потоки карелов достигли ее лишь в XVIII веке. К концу XVIII века здесь было уже 34 поселения, а общее число дворов - 318, в течение XIX века количество поселений выросло до 118, а число дворов - до полутора тысяч. Однако уже в первой половине XX века фиксируется убывание традиционных поселений. В результате разрушений во время Великой Отечественной войны и правительственной политики ликвидации «неперспективных деревень» большинство традиционных поселений Беломорской Карелии в XX веке утратило свои постройки. В настоящее время лишь 8 поселений, сохранивших традиционную историко-культурную среду, можно отнести к категории «исторические». Это Калевала, Хайколя, Ювалакша, Вокнаволок, Пиртигуба, Поньгогуба, Суднозеро, Панозеро.
Деревня Хайколя расположена на острове Луотосаари на озере Хайкольском (Хайколя), примерно в 40 км к востоку от Калевалы в сторону Кеми. Согласно источникам она возникла во второй половине XVIII века. Хайколя никогда не была большой деревней, поскольку ограничена площадью острова (длина 1 км, ширина 0,5 км). Правда, в первой половине XX века деревня расширилась на материк, но объекты исторической застройки деревни сохранились только на острове.
Старое название деревни - Ёухколя - по имени старейшего жителя. По преданию, он был внуком первопоселенца - основателя деревни. Во время переписи населения 1905 года деревня носила название Гайколя (Еуколе), в ней насчитывалось 11 домов и проживало 102 жителя. По данным переписи 1926 года, деревня уже носила название Хайколя, в ней было 16 крестьянских и 8 некрестьян-ских хозяйств, проживало 93 человека, в основном карелы. В 1970 году здесь проживало 32 человека, почти все карелы.
В настоящее время деревня используется лишь для сезонного проживания (с весны по осень). В деревне сохранились 8 жилых домов и 16 хозяйственных построек, некоторые из которых находятся в руинированном состоянии. В течение долгого времени в Хайколя на летний сезон приезжал уроженец этой деревни - известный карельский писатель Ортье Степанов, в роду которого рунопевческие традиции передавались из поколения в поколение. От его пра-прадедушки Васке Каласка и пра-прабабушки Карпан Моарие записывал руны известный языковед и этнограф А.А. Борениус в 1872 году и подтвердил, что Хайколя - одно из последних рунопевческих мест в южном направлении. В дальнейшем рунопевческим творчеством занимались прадед и дед писателя. Сам Ортье Степанов написал серию романов «Сказание о родине», где отражены исторические этапы развития Беломорской Карелии в 1920 - 1960 годы.
После смерти писателя в деревне при активном участии его сына Михаила создан этнолитературный музей народного писателя Ортье Степанова. В одном из старых домов воссоздан традиционный интерьер и оформлена экспозиция из предметов крестьянского быта. Ежегодно в деревне проводится праздник, посвященный писателю О. Степанову. В эти дни в Хайколя собирается несколько сотен человек. Для гостей организуются театральные постановки, выступления народных коллективов. Благодаря включению деревни в туристский маршрут из Скандинавии и Финляндии через Калевалу и Кемь на Соловки ее начали посещать туристы из Финляндии и других зарубежных стран. Активная общественная жизнь в деревне повлекла за собой необходимость сооружения общественных зданий, строительство которых сейчас осуществляется.
Перечисленные мероприятия в Хайколя развивают идеи проекта «Рунопевческие деревни Беломорской Карелии», разработанного фондом имени Архиппы Перттунена (г. Костомукша, Республика Карелия) и фондом «Культурная горница» (ныне фонд «Юминкеко», г. Кухмо, Финляндия) и реализуемого на территории Северной Карелии с начала 1990-х годов. Проект направлен на спасение, регенерацию и преемственное развитие культуры северных карелов, в т.ч. сохранение карельского языка, фольклорных и ремесленных традиций, возрождение архитектурных традиций путем восстановления историко-архитектурного ландшафта поселений, реставрации старых зданий и строительства новых домов с учетом многовекового народного опыта.
Многолетняя реализация проекта в рунопевческих деревнях Беломорской Карелии смогла настроить местное население на осознание важности сохранения своих национальных традиций. Однако в настоящее время наряду с существующей опасностью необратимого разрушения историко-культурной среды рунопевческих деревень появилась опасность ее искажения путем разрозненных, часто непрофессиональных попыток возрождения их архитектурного облика, а иногда и просто необдуманного нового строительства. Чтобы такого не случилось при начавшейся работе по возрождению исторической деревни Хайколя, архитектурно-реставрационным предприятием «ЗАО «ЛАД» при непосредственном участии специалистов Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия разработан проект зон охраны объектов культурного наследия этого поселения. Заказчик проекта - администрация Калевальского муниципального района.
Важной частью проекта являются характеристика современного состояния планировки и застройки деревни, анализ объектов застройки и рекомендации по регенерации историко-архитектурной среды поселения. Исследователями определены наиболее ценные объекты культурного наследия, подлежащие обязательному сохранению, а также постройки, формирующие историко-архитектурную среду поселения, и дисгармонирующие объекты.
Исторически сложившийся ландшафт острова Луотосаари, на котором расположена деревня Хайколя, представлен в основном лугами и отдельно стоящими деревьями хвойных пород. Связь острова с материковой частью осуществляется узким перешейком. Активный композиционный акцент острова - культовая (кладбищенская) роща, расположенная на восточной его оконечности. На юго-западном относительно ровном участке располагаются основные постройки деревни. Особенностями планировки поселения являются расположение домов со значительным разрывом друг от друга и свободное формирование усадеб исходя из функциональной зависимости построек. Комплексы усадеб включают отдельно стоящие жилой дом, амбар, сарай, баню. Здания бревенчатые, под двускатными крышами, по масштабу и объемно-планировочному решению соответствующие традиционным крестьянским домам северных карелов конца XIX - начала XX вв. Жилые дома одноэтажные, на невысоком подклете, основной тип дома – «брус».
Самой старой постройкой деревни является амбар в усадьбе О. Степанова. Он построен в конце XVIII - начале XIX вв. и перевезен сюда из д. Тухканиваара. Это однокамерный, одноярусный хлебный амбар, сохранивший архаичные конструктивные элементы: выполненную из ложеного теса кровлю, двухкосящатую дверь, остатки безгвоздевой конструкции кровли (курицы, шелом со стамиками). В 2007 году по заказу Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия выполнена реставрация этого памятника. Дом Ортье Степанова, построенный в 1927 году, где писатель провел детские годы, а затем жил и работал, сейчас историко-мемориальный памятник. Историко-архитектурную ценность имеют усадьба О.И. Кузьмина с традиционным домом, датируемым 1898 годом, и амбаром, а также ряд других жилых и хозяйственных построек. Особой исторической и природной ценностью обладает культовая роща, сформированная из разновозрастных деревьев хвойных пород (ель, сосна). В ней находится старое деревенское кладбище, в т.ч. могилы родителей Ортье Степанова, оформленные намогильными домиками. На краю рощи растет сосна с закрепленной на ней табличкой на финском языке о том, что здесь записывал руны А.А. Борениус. С северо-западной стороны рощи находится могила Ортье Степанова, на которой установлены гранитный валун и чугунный элемент, имитирующий тесовую двухскатную кровлю намогильного домика.
К сожалению, деревня утратила крупно-объемные опорные элементы застройки, что значительно исказило ее исторический облик. Проектом определены места трех утраченных домов в центральной части Хайколя и дома на мысу, которые необходимо восстановить для воссоздания композиционной целостности и масштаба деревни. Далее увеличивать количество жилых объектов не рекомендуется, учитывая исторические характеристики деревни. В настоящее время один из этих домов практически завершен, другой находится в процессе строительства. Объекты новой застройки выполняются по специально разработанным проектам в соответствии с архитектурными традициями данной территории.
Восстановление исторического облика деревни Хайколя, которая имеет в настоящее время не только историко-культурную, но и мемориальную ценность, несомненно внесет значительный вклад в сохранение и развитие культуры нашей республики.